Раннее музыкальное развитие служит, в первую очередь, задаче всестороннего развития ребенка в период развития органов чувств. Отвечая на вопрос, каким должно быть раннее музыкальное развитие, давайте, прежде всего, уточним, что мы подразумеваем под самим понятием «музыкального развития».
Музыкальное развитие — это непрерывный процесс определенных качественных изменений музыкальных способностей человека. Наиболее важным критерием музыкальности является эмоциональная реакция на музыку.
Уроки музыки должны совмещаться с активными формами движения. Это нужно для полноты эмоций и создания приятной атмосферы. Совмещение музыки и движения развивает фантазию и воображение, эмоциональную и чувственную сферы ребенка.
Раннее музыкальное развитие тесно связано, прежде всего, с формированием сенсорных способностей - умением различать высоту звука (высокий – низкий звук), тембр звука («голосовая» характеристика музыкальных инструментов), его динамику (громко - тихо), темп (быстро - медленно). Этот этап также тесно связан с формированием музыкального мышления и музыкальной памяти.
Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает учиться слушать музыку. Таким образом, развивая музыкальное мышление, мы формируем способность слышать характер и настроение музыки.
Все перечисленные компоненты должны присутствовать при обучении. Прежде всего, следует начать с эмоционального и чувственного впечатления. Спросить у ребенка, что он слышал, затем можно перейти к апробации различных видов деятельности: звукоподражательные упражнения, музицирование, активные игры. И только потом, на основе накопленного опыта (сенсорного и моторного) можно приступить к импровизации. Хотелось бы уточнить, что планирование и проведение таких мероприятий должно быть систематичным и последовательным. Родитель или учитель должен четко представлять конечный результат, который должен быть получен на уроках музыкального развития.